80 лет Великой Победе!

Автомобиль для езды без прав — почему он не получился

В конце 1997 года проект "Мишка" был начат организацией под названием Автосельзохмаш-Холдинг (АСМ), которая возникла из развалин союзного министерства и искала новые направления деятельности. Они приступили к разработке компактного доступного автомобиля под названием "Мишка" совместно с американской компанией Venture Industries, специализирующейся на пластике, а также с НАМИ. В то время НАМИ также испытывал финансовые трудности и брался за любые проекты. Изначально компактный автомобиль планировалось назвать Мотокар или Юникар.
Планировалось оснащать первую версию автомобиля двигателями мощностью 25-35 л.с., а Мишка для молодежи - Юникар, должен был быть оснащен двигателями мощностью 5-6 л.с. Предполагалось, что автомобилями с мотоциклетными моторами можно будет управлять с правами на управление мотоциклом, а Юникаром - даже без прав.

Также планировалась версия Мишки для людей с ограниченными возможностями, а в будущем - электромобиль.

Дизайн представлял собой каркас из стальных профилей, обшитый легкими пластиковыми панелями с минимальным количеством крепежных элементов. Важной частью проекта доступного автомобиля была идея производить машины на неавтомобильных предприятиях и продавать наборы для самостоятельной сборки - такие "кит-кары" для частных гаражей покупателей.

Первый публичный показ автомобиля Мишка состоялся на московской выставке МИМС в 1999 году. Помимо стандартного хэтчбека, также планировалось выпустить варианты кузовов ландо с съемным верхом задней части и пикап. В 2000 году журналу «За рулем» удалось провести тест-драйв опытного образца данного автомобиля. Сравнение с мотоколяской Кинешма, немецким Smart и серийной Окой ВАЗ-11113 показало, что по характеристикам движения и комплектации салона Мишка напоминал Оку, но с менее качественными кузовными панелями.

В случае недостаточной серьезности отношения к идее сборки автомобиля в частных гаражах (что, кстати, довольно сложно), уже тогда становилось неясно, зачем нужна была вторая Ока и кто и в каком объеме готов был производить для нее комплектующие. Однако создатели Мишки в то время не задумывались над этими вопросами.

В 2000 году Мишка, по сути, перешел в другую категорию. Автомобили семейства АСМ-1728, представленные на московской выставке, увеличились в ширину и на 80 мм в длине. Теперь автомобиль был оснащен 53-сильным двигателем семейства МеМЗ-245 от Таврии. Также рассматривался практически забытый двигатель ВАЗ-21081 объемом 1,1 л, который изначально производился для экспортных моделей "восьмерок" (но этот двигатель был востребован недолго, поскольку оказался почти непопулярным).

Первая версия автомобиля Мишка была оснащена 33-сильным двигателем от Оки. Также говорили о возможности установки двухцилиндрового дизельного двигателя лицензии Steyr, производственные права на который принадлежали Горьковскому автозаводу. Этот дизельный двигатель объемом 1,07 литра развивал мощность 55 лошадиных сил. Также был создан вариант с газобаллонным оборудованием для работы на бензине и сжатом газе.

Салон автомобиля Мишка был выполнен с некоторыми улучшениями по сравнению с Окой. Правительство Москвы заказало создание модели АСМ-17285 - Мишка-ЭМ, полноприводного электромобиля. Автомобиль был оснащен четырьмя мотор-колесами мощностью 2,5 кВт каждый, общей мощностью около 13 лошадиных сил. Также был разработан вариант с мотор-колесами мощностью 5 кВт. Вопрос о производстве даже самых простых бензиновых автомобилей оставался неясным.

Дверь заднего багажника автомобиля Мишка была разделена на две части. Производство автомобилей под брендом Мишка было пересмотрено, отказавшись от идеи сборки автомобилей в частных гаражах из-за необходимости производства комплектов для монтажа, а также изготовления комплектующих деталей.

В начале настоящего века появлялись предложения от предприятий, готовых заняться производством автомобилей Мишка. Однако все эти проекты казались довольно странными. В 2002 году начали обсуждать возможность производства на заводе ЗИЛ, который находился на грани закрытия. Планировалось выпускать компактные автомобили в разрушенном цехе, где ранее производили знаменитые холодильники. Позднее речь зашла о возможности производства на заводе БелАЗ в Жодино.

Впоследствии появилась компания из Краснодара, под названием «Кавказ-М», которая планировала сотрудничать с американским предприятием Venturi Industries. Новое партнерство привело к переименованию проекта в Michael, однако это не принесло успеха.

Вскоре появилась еще одна идея, которая была описана в прессе как значительный прогресс в развитии доступного малолитражного автомобиля.

В Туле было создано ООО «Мишка-Тула-Москва», в деятельности которого внезапно стал активно участвовать бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов.

Автомобиль под названием ТМ-1131 Туляк был запланирован с использованием мотора мощностью 64 л.с. и объемом 1,2 л, а также была создана версия с двигателем объемом 1,3 л и мощностью 70 л.с. Возможно также было предположение о использовании двухтопливной системы (бензин-газ).

Салон ТМ-1131 имел простой и гармоничный вид. Дизайн и конструкция, включая пластиковые панели, подвеску и тормоза, базировались на узлах автомобиля Ока.

Благодаря усилиям Анатолия Карпова предприятие получило одобрение для производства 150 автомобилей с двигателями объемом 1,3 л, но даже эти машины так и не были созданы. Так завершилась данная история.
Это было в 2007 году, и к тому времени проекту Мишка исполнилось уже 10 лет. Для медведя это был довольно почтенный возраст, и современные автомобили обычно выбывают из обращения к этому времени.

Источник и фото: zr.ru

Может быть интересно