Как ездить на электричестве зимой — мифы и факты
23.12.2024 17:22
В условиях холода их дальность поездки зависит только от расстояния до электрической розетки, с которой они могут заряжаться.Приверженцы традиционных подходов стараются напугать потенциальных владельцев электромобилей ужасающими перспективами. Транспортное средство, работающее на электричестве, не может быть заведено без внешней помощи, не может быть «подтолкнуто», «прикурено» в обычном смысле, не может быть заправлено, как это делается с канистрой топлива на заправке...
При низких температурах электрохимические реакции внутри ячеек батареи замедляются, что ускоряет ее разряд и требует более частого зарядки. Это также приводит к повышенным расходам на обогрев автомобиля, уменьшению дальности хода и динамики. Зимой система рекуперации энергии работает менее эффективно, что также снижает пробег. В условиях сильных морозов, при падении заряда батареи ниже определенного уровня, система климат-контроля отключается для экономии заряда, что может подвергнуть риску водителя и пассажиров, заставляя их столкнуться с возможностью замерзания. Случаи отключения обогрева во время движения упоминались владельцами, включая Mitsubishi i-MiEV, первый электромобиль, который был официально введен на российский рынок.
Известно, что многие из описанных проблем с батареями электромобилей сильно преувеличены. Например, для обеспечения большой дальности и высокой производительности электромобилей необходимы батареи с большой емкостью. Массовые модели часто оснащаются батареями меньшей емкости, в то время как премиум-модели, такие как Audi e-tron S Sportback, Hongqi E-HS9 и Aito M9, представляющие собой престижные кроссоверы, имеют батареи с емкостью 95, 99 и 100 кВт⋅ч соответственно. Это далеко не предел.
Некоторые модели, такие как Zeekr 007 и 001, имеют батареи емкостью 102,7 кВт⋅ч, а у Voyah Free – удивительные 106 кВт⋅ч!
В настоящее время ведущими производителями тяговых батарей являются компании Tesla, LG, Panasonic и CATL. Например, аккумуляторы от CATL, занимающей 36,8% мировой доли рынка батарей для электромобилей, устанавливаются практически на все модели, поставляемые в Россию из Китая.
В электромобилях присутствуют также небольшие вспомогательные аккумуляторы, отвечающие за запуск системы и питание низковольтной электроники. Вспомогательные аккумуляторы по своей сути не отличаются от батарей, используемых в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, но они имеют меньшие размеры и емкость.
Длинные периоды простоя и низкие температуры являются естественными противниками аккумуляторов. На ранних электромобилях с небольшими аккумуляторами водители иногда сталкивались с проблемой не только запуска двигателя, но и доступа в салон или открытия люка для зарядки основной батареи.
Оживить вспомогательный аккумулятор не так уж сложно. Для этого можно использовать бустеры, включая портативные, которые удобно помещаются в карман. Важно учитывать высокую чувствительность аккумулятора к силе тока зарядного устройства. Если бустер окажется слишком мощным, то блок управления батареей может перевести ее в режим защиты. Вывести аккумулятор из этого режима можно только в автосервисе официального дилера.
Исследования электромобилей Evolute показали, что при экспериментах в морозильной камере при температуре -26°С автомобили способны запускаться и работать после длительного пребывания в холоде. Например, один из автомобилей запустился после семидневного хранения при низкой температуре, при этом потери заряда батареи составили всего 1% за 26 часов. Процесс восстановления работоспособности батареи осуществляется автоматически, когда электромобиль начинает нагревать свои батареи самостоятельно при включении.
Для восстановления работоспособности батареи существует надежный метод - необходимо подключиться к сети (домашней или коммерческой) и активировать функцию прогрева батареи, при этом следует избегать полной зарядки до 100%. Полезной привычкой является заранее прогревать батарею перед началом поездки. В некоторых моделях это можно сделать, запланировав время зарядки через меню основного экрана, а некоторые электромобили имеют функцию автоматического обогрева батареи в режиме ожидания. В настоящее время не обязательно подключать электромобиль к сети для прогрева батареи, если установлен высоковольтный подогреватель от Webasto или другого производителя, который быстро устанавливает оптимальную температуру батареи и обеспечивает комфортный климат в салоне.
Даже в базовых комплектациях первых электромобилей Evolute (i-PRO и i-JOY) в России есть автономный отопитель, который быстро нагревает антифриз, циркулирующий по системе отопления салона и батареи. Желательно, но не всегда возможно, парковать электромобиль в теплое помещение. Несколько лет назад Nissan опубликовал руководство для владельцев Leaf и других электромобилей, где рекомендовалось парковаться на закрытых парковках с умеренной температурой (подземные парковки идеально подходят для этого), а также не допускать разрядку батареи на длительный период.
Еще одно ценное правило заключается в том, чтобы не заряжать устройство до 100% без крайней необходимости. Оптимальный уровень заряда - 80%, а минимальный - 20%. Этот диапазон является наиболее эффективным для работы и, как можно заметить, довольно широким. Как снизить расходы. У многих водителей электромобилей зимняя поездка оказывается более экономичной, чем летняя, из-за прогретой батареи. Это объясняется тем, что зимние дороги, покрытые снегом, не способствуют развитию высоких скоростей, а также требуют более плавного разгона и увеличивают количество торможений с рекуперацией энергии. В результате расход энергии снижается. В отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, электромобили становятся более экономичными при более медленной езде.
Для увеличения запаса хода зимой можно выключить определенные системы и функции в электромобиле. Бортовой компьютер автомобиля автоматически предложит оптимальные способы экономии заряда. Например, можно уменьшить скорость потока воздуха кондиционера, что значительно сократит энергопотребление, не изменяя установленную температуру.
Средний ресурс батареи у современных электромобилей составляет 1000-1500 циклов заряда-разряда. После этого емкость батареи уменьшится на 20%. Это произойдет примерно через 300-500 тысяч километров пробега. Однако эти значения являются средними.
Существуют электромобили, способные пройти до 4000 циклов зарядки и разрядки. Например, во время испытаний на льду Байкала кроссовер Voyah Free смог проехать более 430 км на одном заряде батареи, заряженной на 90%. Это свидетельствует о высоких показателях долговечности данного автомобиля.
Теперь понятно, что указанный автопроизводителями гарантийный срок службы батарей не является определяющим фактором. Фактически батареи могут прослужить от 8 до 15 лет, их долговечность зависит от технологии производства, наличия системы нагрева и охлаждения, а также емкости.
С использованием системы подогрева и охлаждения, батарея имеет более длительный срок службы. Чем больше емкость батареи (и чем меньше ее вес и мощность электромотора), тем выгоднее для долговечности.
У батарей премиальных электромобилей деградация не превышает 2% ежегодно, в то время как у бюджетных моделей - не более 5-7% ежегодно. Обычно первые признаки старения электромобилей становятся заметными не ранее, чем через 3 года.
Наиболее интенсивно характеристики батареи ухудшаются в первый год эксплуатации, но далее процесс потери емкости замедляется, и даже после 10 лет использования запас энергии батареи может составлять до 70% и более, что позволяет продолжать эксплуатацию электромобиля без дополнительных затрат.
В современном мире технологии электромобилей постоянно совершенствуются, и современные электрические автомобили имеют новые возможности по сравнению с моделями прошлых лет. Они обладают расширенным диапазоном работы в различных температурных условиях, обеспечивают более удобную эксплуатацию и имеют увеличенный ресурс. Поэтому при принятии решения о покупке электромобиля важно не придерживаться устаревших представлений и стереотипов, а следует ориентироваться на современный уровень развития технологий.
Источник и фото: zr.ru