Как ездить на электричестве зимой — мифы и факты

В условиях холода их дальность поездки зависит только от расстояния до электрической розетки, с которой они могут заряжаться.

Приверженцы традиционных подходов стараются напугать потенциальных владельцев электромобилей ужасающими перспективами. Транспортное средство, работающее на электричестве, не может быть заведено без внешней помощи, не может быть «подтолкнуто», «прикурено» в обычном смысле, не может быть заправлено, как это делается с канистрой топлива на заправке...

При низких температурах электрохимические реакции внутри ячеек батареи замедляются, что ускоряет ее разряд и требует более частого зарядки. Это также приводит к повышенным расходам на обогрев автомобиля, уменьшению дальности хода и динамики. Зимой система рекуперации энергии работает менее эффективно, что также снижает пробег. В условиях сильных морозов, при падении заряда батареи ниже определенного уровня, система климат-контроля отключается для экономии заряда, что может подвергнуть риску водителя и пассажиров, заставляя их столкнуться с возможностью замерзания. Случаи отключения обогрева во время движения упоминались владельцами, включая Mitsubishi i-MiEV, первый электромобиль, который был официально введен на российский рынок.

Известно, что многие из описанных проблем с батареями электромобилей сильно преувеличены. Например, для обеспечения большой дальности и высокой производительности электромобилей необходимы батареи с большой емкостью. Массовые модели часто оснащаются батареями меньшей емкости, в то время как премиум-модели, такие как Audi e-tron S Sportback, Hongqi E-HS9 и Aito M9, представляющие собой престижные кроссоверы, имеют батареи с емкостью 95, 99 и 100 кВт⋅ч соответственно. Это далеко не предел.

Некоторые модели, такие как Zeekr 007 и 001, имеют батареи емкостью 102,7 кВт⋅ч, а у Voyah Free – удивительные 106 кВт⋅ч!

В настоящее время ведущими производителями тяговых батарей являются компании Tesla, LG, Panasonic и CATL. Например, аккумуляторы от CATL, занимающей 36,8% мировой доли рынка батарей для электромобилей, устанавливаются практически на все модели, поставляемые в Россию из Китая.

В электромобилях присутствуют также небольшие вспомогательные аккумуляторы, отвечающие за запуск системы и питание низковольтной электроники. Вспомогательные аккумуляторы по своей сути не отличаются от батарей, используемых в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, но они имеют меньшие размеры и емкость.

Длинные периоды простоя и низкие температуры являются естественными противниками аккумуляторов. На ранних электромобилях с небольшими аккумуляторами водители иногда сталкивались с проблемой не только запуска двигателя, но и доступа в салон или открытия люка для зарядки основной батареи.

Оживить вспомогательный аккумулятор не так уж сложно. Для этого можно использовать бустеры, включая портативные, которые удобно помещаются в карман. Важно учитывать высокую чувствительность аккумулятора к силе тока зарядного устройства. Если бустер окажется слишком мощным, то блок управления батареей может перевести ее в режим защиты. Вывести аккумулятор из этого режима можно только в автосервисе официального дилера.

Исследования электромобилей Evolute показали, что при экспериментах в морозильной камере при температуре -26°С автомобили способны запускаться и работать после длительного пребывания в холоде. Например, один из автомобилей запустился после семидневного хранения при низкой температуре, при этом потери заряда батареи составили всего 1% за 26 часов. Процесс восстановления работоспособности батареи осуществляется автоматически, когда электромобиль начинает нагревать свои батареи самостоятельно при включении.

Для восстановления работоспособности батареи существует надежный метод - необходимо подключиться к сети (домашней или коммерческой) и активировать функцию прогрева батареи, при этом следует избегать полной зарядки до 100%. Полезной привычкой является заранее прогревать батарею перед началом поездки. В некоторых моделях это можно сделать, запланировав время зарядки через меню основного экрана, а некоторые электромобили имеют функцию автоматического обогрева батареи в режиме ожидания. В настоящее время не обязательно подключать электромобиль к сети для прогрева батареи, если установлен высоковольтный подогреватель от Webasto или другого производителя, который быстро устанавливает оптимальную температуру батареи и обеспечивает комфортный климат в салоне.

Даже в базовых комплектациях первых электромобилей Evolute (i-PRO и i-JOY) в России есть автономный отопитель, который быстро нагревает антифриз, циркулирующий по системе отопления салона и батареи. Желательно, но не всегда возможно, парковать электромобиль в теплое помещение. Несколько лет назад Nissan опубликовал руководство для владельцев Leaf и других электромобилей, где рекомендовалось парковаться на закрытых парковках с умеренной температурой (подземные парковки идеально подходят для этого), а также не допускать разрядку батареи на длительный период.

Еще одно ценное правило заключается в том, чтобы не заряжать устройство до 100% без крайней необходимости. Оптимальный уровень заряда - 80%, а минимальный - 20%. Этот диапазон является наиболее эффективным для работы и, как можно заметить, довольно широким. Как снизить расходы. У многих водителей электромобилей зимняя поездка оказывается более экономичной, чем летняя, из-за прогретой батареи. Это объясняется тем, что зимние дороги, покрытые снегом, не способствуют развитию высоких скоростей, а также требуют более плавного разгона и увеличивают количество торможений с рекуперацией энергии. В результате расход энергии снижается. В отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, электромобили становятся более экономичными при более медленной езде.

Для увеличения запаса хода зимой можно выключить определенные системы и функции в электромобиле. Бортовой компьютер автомобиля автоматически предложит оптимальные способы экономии заряда. Например, можно уменьшить скорость потока воздуха кондиционера, что значительно сократит энергопотребление, не изменяя установленную температуру.

Средний ресурс батареи у современных электромобилей составляет 1000-1500 циклов заряда-разряда. После этого емкость батареи уменьшится на 20%. Это произойдет примерно через 300-500 тысяч километров пробега. Однако эти значения являются средними.

Существуют электромобили, способные пройти до 4000 циклов зарядки и разрядки. Например, во время испытаний на льду Байкала кроссовер Voyah Free смог проехать более 430 км на одном заряде батареи, заряженной на 90%. Это свидетельствует о высоких показателях долговечности данного автомобиля.

Теперь понятно, что указанный автопроизводителями гарантийный срок службы батарей не является определяющим фактором. Фактически батареи могут прослужить от 8 до 15 лет, их долговечность зависит от технологии производства, наличия системы нагрева и охлаждения, а также емкости.

С использованием системы подогрева и охлаждения, батарея имеет более длительный срок службы. Чем больше емкость батареи (и чем меньше ее вес и мощность электромотора), тем выгоднее для долговечности.

У батарей премиальных электромобилей деградация не превышает 2% ежегодно, в то время как у бюджетных моделей - не более 5-7% ежегодно. Обычно первые признаки старения электромобилей становятся заметными не ранее, чем через 3 года.

Наиболее интенсивно характеристики батареи ухудшаются в первый год эксплуатации, но далее процесс потери емкости замедляется, и даже после 10 лет использования запас энергии батареи может составлять до 70% и более, что позволяет продолжать эксплуатацию электромобиля без дополнительных затрат.

В современном мире технологии электромобилей постоянно совершенствуются, и современные электрические автомобили имеют новые возможности по сравнению с моделями прошлых лет. Они обладают расширенным диапазоном работы в различных температурных условиях, обеспечивают более удобную эксплуатацию и имеют увеличенный ресурс. Поэтому при принятии решения о покупке электромобиля важно не придерживаться устаревших представлений и стереотипов, а следует ориентироваться на современный уровень развития технологий.

Источник и фото: zr.ru

Может быть интересно