80 лет Великой Победе!

Падение продаж автомобилей после повышения утильсбора не будет критичным

Налог теперь составляет 556,2 тысячи и 963,8 тысячи рублей, вместо предыдущих 300,6 тысячи и 528,8 тысячи рублей. Автомобили с двигателем от двух до более трех литров подпадают под увеличенный платеж в размере 1,56-2,28 миллиона рублей. Это один из шагов по индексации, и налог будет повышаться также в 2025 и 2030 годах. В 2023 году новость о повышении утилизационного сбора вызвала значительный спрос. На этот раз эксперты не ожидают такого же резкого реагирования. Тем не менее прогнозируется, что динамика рынка останется положительной.

В 2021 году в России было продано 1,5 миллиона новых автомобилей. В 2022 году объем продаж сократился в 2,5 раза. В 2023 году рынок частично восстановился, и количество проданных машин достигло миллиона. В 2024 году такой же объем был достигнут за восемь месяцев, что на 65 процентов больше, чем в предыдущем году, согласно презентации агентства "Автостат" на конвенции российских автомобильных дилеров. Директор по развитию компании "Автостат" Данил Пивоваров отметил, что последние годы самыми активными были месяцы, когда обсуждалось повышение экологического сбора. Эта динамика также наблюдается на платформе "Авито Авто".

В 2023 году рост интереса к утилизации отходов вызвал активные запросы со стороны потребителей, однако это не всегда приводило к увеличению числа регистраций, так как люди просто пытались разобраться в ситуации. В последние два месяца снова начались активные обсуждения на эту тему, что привело к увеличению спроса. Однако, по мнению директора по развитию сегмента автодилеров "Авито Авто" Антона Воронова, этот рост не такой значительный, как в предыдущем году, так как процесс утилизации уже не новый.

За июль 2024 года количество регистраций увеличилось на 24 процента, а спрос к январю 2023 года возрос на 10 процентов. По мнению эксперта, это свидетельствует о том, что рынок достиг равновесия, когда потребительский интерес стабилизировался после изменений на рынке и роста доли китайских марок.

До февраля 2022 года доля китайских брендов на российском рынке не превышала 10 процентов, но на данный момент она составляет уже 60 процентов. За первые восемь месяцев 2024 года продажи марок Haval и Geely увеличились вдвое, а Chery, расширяя свою линейку суббрендов, увеличила продажи на 1,4 раза. Например, Jetour, принадлежащая автокомпании, увеличила продажи в 10,7 раза. Среди лидеров продаж за этот период оказались Exeed, Changan, Сhery, Geely и Haval, которые в начале 2022 года занимали 9 процентов рынка, а к 2023-2024 годам их доля выросла практически до 45 процентов.

- К концу текущего года на рынок выйдет около 60 новых моделей автомобилей от китайских производителей. Фактически, мы увидим примерно 60 процентов или половину обещанных моделей. Это однако не часто бывает, что за такой короткий промежуток времени выходит столько новых автомобилей, - отмечает Данил Пивоваров.

Увеличение ставок на утилизационный сбор официально принято с целью локализации производства в России. Тем не менее, на встрече с представителями местных автопроизводителей министерство торговли Китая настоятельно рекомендовало воздержаться от инвестиций в сборочные производства за пределами страны, включая Россию.

Ирина Франк, управляющий директор компании FRANK AUTO, считает, что повышение утильсбора было принято с целью развития российской автомобильной промышленности и увеличения доходов в казну. Она сомневается, что увеличение этого налога способствует развитию отечественных автобрендов в долгосрочной перспективе. Эксперт предполагает, что повышение налогов приведет к увеличению цен на новые и подержанные автомобили, что в свою очередь может замедлить темпы продаж в ближайшем будущем.

Увеличение ключевой ставки Центрального банка и ужесточение условий кредитования также будут способствовать увеличению числа потенциальных покупателей, которым откажут в кредите на автомобиль, по прогнозам Франка. Эксперты считают, что сохранить цены на автомобили при повышении утильсбора будет сложно, однако автодилеры планируют привлекать клиентов специальными предложениями и распродажами для снижения запасов на складах. Власти также намерены поддерживать авторынок России через программы льготного автокредитования и автолизинга.

Несмотря на то, что спрос со стороны потребителей замедлится в первой половине года, он восстановится в дальнейшем, когда покупатели привыкнут к идее покупки автомобилей только по новым правилам, предполагает Ирина Франк. Прогнозы "Автостата" также подтверждают такой сценарий развития событий. Согласно данным агентства, ожидается, что базовый объем продаж новых автомобилей в России к концу 2024 года составит 1,54-1,55 миллиона единиц, а оптимистичный сценарий предусматривает продажу 1,6 миллиона машин, что превышает уровень 2021 года. В условиях увеличения цен люди стремятся продлить срок эксплуатации своих автомобилей как можно дольше.

Согласно данным от "Автостата", в период с 2010 по 2011 год массовые автомобили владельцы использовали примерно четыре года. Lada, самый распространенный бренд, оставался в собственности россиян не менее пяти лет. На сегодняшний день, владельцы моделей этой марки используют их уже восемь лет.

Источник: rg.ru

Может быть интересно