Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР
26.02.2025 21:49

Китай — ключевой рынок для многих автопроизводителей, которым необходимо создавать совместные предприятия с локальными компаниями. Это позволяет им не только делиться технологиями, но и привлекать ценных специалистов. Изначально европейцам, американцам и японцам приходилось лишь сотрудничать с китайскими компаниями, но затем некоторые из них были приобретены китайскими фирмами.
Например, Volvo теперь принадлежит Geely, а MG — SAIC Motor. Электрические Mini собираются на заводах Great Wall Motors, а Smart от Daimler производится с участием Geely. Даже Jaguar Land Rover работает над гибридными и электрическими моделями на базе Chery. Каким образом это стало возможным?
Примерно 15 лет назад китайские компании без стеснения копировали популярные европейские модели, надеясь, что дешевые подделки не будут уступать оригиналам и будут привлекательны по цене. Однако продажи таких продуктов были низкими как на местном, так и на мировом рынке. Позже стало ясно, что создать успешный бизнес на копировании не получится, и производство кузовов было поручено известным итальянским дизайн-студиям ItalDesign и Pininfarina.
Даже это оказалось недостаточным. Покупатели из Европы привыкли оценивать не только отдельные модели, но и всю линейку автомобилей бренда, с уникальными особенностями, традициями и стилем, которые формируют образ и репутацию. Дизайнерам пришлось привлечь к себе внимание таких известных и талантливых специалистов. Кого удалось привлечь китайцам
Китайцы стремятся к приобретению главных сотрудников - дизайнеров и менеджеров. Первые создают уникальный облик и стиль бренда, а без вторых невозможно успешное функционирование компании. Приведены несколько ярких и показательных случаев охоты за персоналом.
Компания Chery начала привлекать известных дизайнеров еще в 2010-х годах. В начале руководство шанхайского дизайн-центра возглавил бывший сотрудник Porsche Хакан Саракоглу, а позже, в 2018 году, к работе над автомобилями Chery присоединился Кевин Райс, имеющий опыт работы в BMW, Mazda и ItalDesign. Эти шаги принесли успех - новые модели бренда были высоко оценены даже в странах Евросоюза. Также стоит отметить Джеймса Хоупа, который в разное время работал над дизайном автомобилей Ford и Lincoln в США.
Chery продолжает свою волну успеха и на данный момент находится на пике. Дизайн-центрами фирмы руководят Стив Юм, опытный специалист из Кореи, который ранее работал над моделями Ford, GM и Hyundai, а также босниец Сайдин Османчевич. Он ответственен за внешний вид флагманской модели Chery Tiggo 9, которая недавно появилась на российском рынке и является самым значимым и дорогим автомобилем Chery, доступным в настоящее время. Ранее Османчевич работал в Skoda, где занимался разработкой электрокара Enyaq.
Бренд Jetour, являющийся родственным Chery, также обращает внимание на свой стиль, который создал Хакан Саракоглу, ранее работавший в Porsche. В сравнении с моделями Chery, автомобили Jetour выглядят более смело и футуристично. Один из примеров - кроссовер Jetour Dashing.
В корпорации FAW китайцы назначили Джайлса Тейлора на должность главного дизайнера, который ранее работал в компании Rolls-Royce. Тейлор стал глобальным вице-президентом по дизайну и главным креативным директором, ответственным за стиль премиальной линейки автомобилей Hongqi. Он также руководит центром FAW Advanced Design в Мюнхене.
В концерне Geely за внешний вид автомобилей теперь отвечает Пьер Луиджи Феррари, бывший глава студии дизайна Pininfarina. Ранее он занимался дизайном машин для китайской марки Exlantix, которая является филиалом Exeed.
Geely приобрела опытных дизайнеров известных автомобильных брендов, таких как Volvo, Ford, Jaguar, Bentley, Mercedes и Audi.
Питер Хорбери и Уэйн Берджес присоединились к Geely в качестве вице-президента по дизайну и дизайнера соответственно. Штефан Зилафф, бывший шеф-дизайнер Bentley, также присоединился к Geely и возглавил команду, ответственную за образ премиального бренда Zeekr. Дизайнер итальянского происхождения Даниэль Гальоне, ранее занимавшийся дизайном Alfa Romeo и Maserati, создал внешний вид автомобилей марки JAC, придавая им итальянский стиль.
Changan
На сегодняшний день Changan занимает четвертое место среди китайских брендов на российском рынке. Успех этой марки не пришел случайно. Дизайн популярных кроссоверов Uni-K и Changan CS55 Plus разработал Бертран Бах, который ранее работал с Opel и создал дизайн Opel Astra J.
Haval
Дизайнер из Беларуси Андрей Трофимчук, ранее занимавшийся внешностью российского ё-мобиля, теперь работает в Haval. Хотя его опыт в компании не так велик, он ответственен за внешний вид нового Haval H9. Также в компании работает Пьер Леклерк, который ранее работал в BMW.
BYD
Производитель BYD привлек к себе опытного дизайнера Вольфганга Эггера, который ранее работал в таких компаниях как Alfa Romeo, Lamborghini и Audi. Команда Эггера также занимается разработкой дизайна для марок YangWang, Denza и Fang Cheng Bao, входящих в состав концерна BYD.
GAC
Дизайнер китайского происхождения Чжан Фань, работавший в Mercedes-Benz в течение восьми лет, теперь занимается созданием облика автомобилей марки GAC, возвратившись к своим корням после получения ценного опыта.
Dongfeng
Дизайнер легковых автомобилей Dongfeng, Ханс Хеннинг Кнопфель, ранее работавший в Volvo и Mercedes-Benz, отвечает за стильные модели, такие как Forthing T5 EVO, Forthing M4 Yacht и Dongfeng T5 EVO. Forthing входит в состав Dongfeng, и именно Кнопфеля можно отблагодарить за их выразительный дизайн.
Xpeng
Компания Xpeng, полностью китайская по происхождению, достигла успеха благодаря эффективной стратегии набора персонала. За современный дизайн автомобилей этой марки отвечают Хуанма Лопез и Рафик Ферраг. Ферраг присоединился к офису в Гуанчжоу в 2017 году и к 2023 году стал руководителем дизайна в стартапе. Его коллега Лопез накопил опыт работы в компаниях Seat, Audi, Genesis, Lamborghini и Ferrari.
Li Auto
Бренд Lixiang, популярный среди российских автолюбителей, создается Беном Баумом, бывшим сотрудником Porsche. Именно ему мир обязан шикарным формам кузова модели Porsche 911 с индексом 992.
Когда-то дизайнер ирано-немецкого происхождения Надер Фагихзаде работал в студии дизайна BMW, но затем перешел в Avatr, где смог полностью проявить свой талант. Именно ему стоит выразить благодарность за современный внешний вид новых китайских автомобилей.
Бывший сотрудник Cadillac, Колин Фиппс, нашел свое призвание в студии Nio. Ранее он разрабатывал дизайн для CTS Sport Wagon.
Источник и фото: autonews.ru