В России готовятся к появлению беспилотных машин на дорогах
30.01.2025 22:00
По информации издания «Коммерсантъ», министерство разработало проект правительственного распоряжения, который способствует расширению использования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). В документе уточняются определения уровней автономности, включая самый высокий уровень, при котором управление автомобилем вообще не требует участия человека.Изменения в «концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с применением беспилотных транспортных средств на дорогах» были одобрены еще в 2025 году.
Используя международную классификацию SAE (Society of Automotive Engineers) в качестве основы, определена градация системной «самостоятельности». На первом уровне находятся автомобили с обычными помощниками, такими как адаптивный круиз-контроль. Машины пятого уровня способны передвигаться без водителя в любых условиях.
Однако в Минтрансе считают, что данная классификация требует уточнения. Например, ранее утверждалось, что у машин второго уровня присутствует только «требование контроля со стороны водителя». Теперь уточнено, что управление «осуществляется» водителем.
Полина Давыдова, директор Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", объясняет важность принятия регулирующего закона. Она отмечает, что в 2020 году при разработке концепции автоматизации отрасли не было достаточного опыта работы с системами управления воздушным движением (ВАТС) и электронными путевыми документами (ЭПР). В настоящее время необходимо более детально прописать различия между уровнями автоматизации и их требованиями для запуска сертификации ВАТС.
Закон о беспилотном движении был анонсирован еще на начальном этапе работ по беспилотным грузоперевозкам, однако отрасль просила Минтранс отложить окончательное утверждение законопроекта до тех пор, пока все участники экосистемы перевозок не наберут достаточный опыт и не протестируют технологии работы с автономными транспортными системами в рамках законодательства.
Более того, в данном законе должны быть ясно определены требования к инфраструктуре дороги, которые нельзя было сформулировать до того, как была внедрена практика использования цифровых двойников. В настоящее время уже изучены экосистема перевозок и цифровой двойник, что позволило отрасли понять, какие инфраструктурные требования необходимы для запуска автономных транспортных систем.
В марте планируется представить проект первого федерального закона о ВАТС Минтранс. Одновременно власти продолжают заниматься вопросом установления ответственности за аварии с автономными автомобилями. Предлагается считать владельца ответчиком по умолчанию, однако в определенных ситуациях виновными могут признать производителя, диспетчера или дилера.
Источник и фото: motor.ru